Воздействие СМИ на человека: уровни


Воздействие СМИ на человека: уровни
Исследователи выделяют осн. аспекты влияния СМИ на человека: 1. Причастность человека к огромному информационному потоку, содержащему информацию как межд., так и частного характера, вызывает у человека затруднения в использовании этой информации. Размытость норм, провокационный характер медиадискурса, латентность причинно-следственных связей в информационном потоке затрудняют процесс идентификации и социализации человека в совр. обществе. 2. Внедрение мультимедийных средств коммуникации во все сферы жизни общества (обществ.-полит., эконом., частную жизнь, в информационное взаимодействие, межличностное О. и т. д.) привело к появлению новой размерности в картине мира человека - публичности, что находит свое выражение в смешении игровой и практической деятельности человека. Й. Хейзинга называет такую форму коммуникации перфомансностью и приписывает ей статус универсальной характеристики совр. культуры, выражающейся в категории «пуэрилизма» (ребячливости) - потребности в банальных развлечениях, тяге к сенсациям, массовым зрелищам и поведению как бы по мерке отроческого и юношеского возраста. Так новости на телевидении все больше приобретают характер шоу, а реальная жизнь стала объектом зрелища в жанре реалТВ. Интернет все больше «втягивает в себя» молодое поколение, формируя новый тип межличностного, делового, полит. и межкультурного О. 3. Доминирование опосредствованных способов взаимодействия между людьми привело к тому, что визуальная коммуникация, визуальные коды и визуальные образы стали осн. средством передачи информации. В результате в обществе изменился образ лидера, его успех стал во многом зависеть от того, насколько хорошо он смотрится на телевизионном экране; появился новый тип героя - шоумен, и появился новый тип звезды телезвезда. Понятие харизмы видоизменяется в понятие имиджа, а понятие красоты - в понятие выразительности. Выделяют 12 уровней воздействия СМИ и информационного пространства на личность человека. К ним относятся: 1. Биофизический: символы «внутр. освещенности» или ось «свет-тьма». 2. Биохимический: символы уровня активации или ось эйфория-шок. 3. Психофизиологический: символы эмоциональных состояний или ось «радостьстрадание». 4. Психологический: символы чувств к др. человеку, или любовь-агрессия. 5. Экзистенциональный: символы жизни и смерти или ось измененные состояния сознания - экстремальные состояния жизни. 6. Ценностно-смысловой: символы притягательности и отторжения целей или ось фиксации на настоящем-будущем. 7. Динамический: символы динамики деятельности, ось, изменяющаяся деятельность - стабильная деятельность. 8. Коммуникативный: символы взаимодействия с другими, ось диалог-манипуляция. 9. Культурологический: символы взаимодействия человека с природой и культурой, ось человек «дитя природы» - культурный человек. 10. Социальный: символы принадлежности человека к социальной иерархии, ось простой человек - элитарный человек. 11. Рефлексивный: символы физич. пространства объектов и психол. пространства значений, ось материальное-идеальное. 12. Временной: символы времени человеческой жизни, ось истор. время - психол. время. Лит.: Грязева-Добшинская В. Г. Психология воздействия современного символического киноискусства. М., 2004; Лоргус А. Православная антропология. Курс лекций. Вып. 1. М., 2003; Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. М., 1992. Л. В. Матвеева

Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. . 2011.

Смотреть что такое "Воздействие СМИ на человека: уровни" в других словарях:

  • Занятость — (Employment) Занятость населения, виды занятости Постоянная занятость, вторичная и теневая Содержание Содержание 1. Вторичная . 2. Постоянная и нерегулярная занятость. 3. Теневая занятость, частичная и условная. Занятость населения Понятие… …   Энциклопедия инвестора

  • Рынок — (Market) Рынок это система отношений между продавцом (производителем услуг/товаров) и покупателем (потребителем услуг/товаров) История возникновения рынка, функции ранка, законы рынка, виды рынков, свободный рынок, государственное регулирование… …   Энциклопедия инвестора

  • Модернизация — (Modernization) Модернизация это процесс изменения чего либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям, с помощью ввода разных новых обновлений Теория модернизации, типы модернизации, органическая… …   Энциклопедия инвестора

  • Макроэкономика — (Macroeconomics) Макроэкономика это наука, изучающая глобальные экономические процессы Определение понятия макроэкономика, макроэкономическая политика, функции и модели макроэкономического развития, макроэкономическая нестабильность и её… …   Энциклопедия инвестора

  • Рынок труда — (Labor market) Рынок труда это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу Определение рынка труда, определение рабочей силы, структура рынка труда, субъекты рынка труда, конъюнктура рынка труда, сущность открытого и скрытого рынка… …   Энциклопедия инвестора

  • Цензура в СССР — Цензура По странам Цензура по странам По отраслям Цензурирование Интернета Запрещённые книги Сожжение книг По методам …   Википедия

  • Промышленное производство — (Industrial production Index) Определение промышленного производства, тенденции развития производства Информация об определении промышленного производства, тенденции развития производства Содержание Содержание Обозначение и качество окружающей… …   Энциклопедия инвестора

  • Экономика США — (U.S. Economy) Экономика США это крупнейшая экономика в мире, локомотив мировой экономики, определяющая ее направление и состояние Определение экономики США, ее история, структура, элементы, периоды роста и краха, экономические кризисы в Америке …   Энциклопедия инвестора

  • Пропаганда гомофобии — Эту страницу предлагается переименовать в Антигомосексуальная пропаганда и агитация. Пояснение причин и обсуждение  на странице Википедия:К переименованию/13 июня 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного… …   Википедия

  • Всемирный банк — (World Bank) Всемирный банк это межправительственное кредитное учреждение, целью которого является повышение уровня жизни развивающихся стран, путем оказания им финансовой помощи Определение Всемирный банк, история Всемирного банка, его… …   Энциклопедия инвестора